Пyбличнoе aдминистрирование, пoлитикa и нayкa: cлoвapь-cпpaвoчник
А


АДАМС (Adams) Брукс (1848-1927)

- американский историк и философ. Сторонник социального дарвинизма, предвосхитил идеи М. Вебера о "протестантской этике" и ряд других положений. Основной труд - "Закон цивилизации и упадка", в котором он высказал мысли, близкие О. Шпенглеру в "Закате Европы". В книгах "Американское экономическое превосходство", "Новая империя", "Централизация и право" предсказывал решающее экономическое и политическое доминирование США в мире.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

АДАПТАЦИЯ
- процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной, политической экономической; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

АДАТ (араб. - обычай)
- у некоторых мусульманских (исламских) народов обычное право.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

АДВЕРТАЙЗИНГ (англ. advertising, от advertise - помещать объявления, рекламировать)
- рекламирование, система рекламы, организация и процесс информирования, а также рекламное дело как род деятельности, рекламный бизнес.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

АДВОКАТ (лат. advocatus, от advoco - приглашаю)
- лицо, профессия которого - оказание юридической помощи гражданам и организациям, в т. ч. защита их интересов в суде.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

АДВОКАТУРА
- добровольная самоуправляемая организация адвокатов. Как правило, во всех странах создаются объединения (ассоциации, коллегии) адвокатуры (в региональном, областном или ином масштабе) для защиты прав адвокатов. В России адвокатура была учреждена судебной реформой 1864.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

АДЕПТ (от лат. adeptus, букв. - достигший)
- посвященный в тайны какого-либо учения, секты; ревностный приверженец какого-либо учения, идеи.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ССЫЛКА
- в царской России удаление без суда в отдаленные губернии по распоряжению царя, некоторых губернаторов (с 1850-х гг.), органов Министерства внутренних дел (с 1860-х гг.); советским законодательством административная ссылка не предусматривалась, однако применялась в нарушение законности.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ
- система специальных судебных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления, а также особый процессуальный порядок рассмотрения административных дел и разрешения административно-правовых споров между гражданином или юридическим лицом, с одной стороны, и органом государственного управления - с другой. Административная юстиция представляет собой разновидность судебной деятельности, осуществляется с соблюдением основных элементов судебного разбирательства. В ряде стран система административной юстиции сложилась во второй половине 19 века. Ее органами являются специальные административные суды (Франция, Германия, Швейцария) или общие суды в сочетании с ведомственными административными судами (США, Великобритания). В Российской Федерации нет обособленной системы административной юстиции.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
- отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Особенностью административного права Российской Федерации является регулирование им материальных и процессуальных отношений. До 1917 года административное право называлось полицейским правом. В систему административного права входят правовые институты, нормы которых регулируют общественные отношения, характерные для всех сфер и отраслей государственного управления (административно-правовой статус граждан, система, структура и полномочия органов исполнительной власти, государственная служба, акты государственного управления, административная ответственность, административный процесс, способы обеспечения законности и защиты прав и свобод человека и гражданина). Эти институты обычно относят к Общей части административного права. В Особенную часть административного права включают правовые институты, нормы которых регулируют конкретные управленческие отношения в сфере экономики, социально-культурной жизни, охраны общественного порядка и безопасности гражданина, общества и государства, обороны, внешних сношений.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ (региональная автономия)
- способ децентрализации власти в унитарном государстве. Статус субъектов административно-территориальной автономии выше, чем обычных административно-территориальных единиц, но ниже, чем у субъектов национально-территориальной автономии, национально-государственной автономии или субъектов федерации. Субъект административно-территориальной автономии не имеет признаков государственного образования. Административно-территориальная автономия выражается в самостоятельно формируемых органах исполнительной и законодательной власти, полномочиях издавать законы по установленному центром кругу вопросов. Правовой статус административно-территориальной автономии определяется специальным актом (статутом), который утверждается общегосударственным законом. Органы административно-территориальной автономии осуществляют свою деятельность под надзором центральных органов власти, которые назначают для этого своих представителей. Региональные законы могут быть отменены центром, если они противоречат общегосударственным интересам.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ РЕФОРМА в СССР 1923-29
- преобразование административно-территориального деления бывшей Российской империи по принципу экономического районирования. Упразднены губернии, уезды и волости, созданы области (края), округа и районы. К 1930 в РСФСР было 13 краев и областей (вместо 72 губерний в 1922): Дальневосточный, Нижегородский, Нижневолжский, Северный, Северо-Кавказский, Сибирский, Средневолжский края, Западная, Ивановская промышленная, Ленинградская, Московская, Уральская, Центрально-Черноземная области. В др. республиках областное деление первоначально не вводилось. В 1930 ликвидированы округа. С 1932 по мере хозяйственного развития проводилось разукрупнение краев и областей.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ (административно-территориальное устройство)
- система территориальной организации государства, разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на части, в соответствии с которым образуются и функционируют органы государственной власти и управления; предусматривает разделение государственной территории на области, районы, дистрикты, провинции, департаменты. Административно-территориальное деление может быть двухзвенным (США), трехзвенным (Великобритания, Франция), четырехзвенным (Германия). В малых государствах (Мальта, Бахрейн) административно-территориального деления нет. В Российской Федерации административно-территориальное устройство определяется субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ
- структурные части административно-территориального устройства. Административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью и находятся в подчинении вышестоящих органов государственной власти. В Российской Федерации наиболее распространенными видами административно-территориальных единиц являются район, город районного подчинения, город областного подчинения.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

АДМИНИСТРАЦИЯ (от лат. administratio - управление)
- совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления; должностные лица управления, руководящий персонал учреждения, предприятия; деятельность государственных исполнительно-распорядительных органов по управлению государством. В США и других президентских республиках администрацией называют кабинет министров при главе государства; в Российской Федерации - официальное название органов исполнительной власти на уровне края, области, автономной области, автономного округа, района, города. Администрация президента Российской Федерации - исполнительный аппарат президента Российской Федерации, обеспечивающий выполнение им полномочий главы государства. Она является конституционным органом, Конституция Российской Федерации относит ее формирование к полномочиям президента Российской Федерации.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ (от лат. administro - управляю, заведую)
- бюрократический метод управления посредством командования.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ПРИКАЗ (Приказ адмиралтейских дел)
- центральное государственное учреждение, ведавшее в России в начале 18 века строительством, вооружением и снабжением флота. В 1696 году возник Адмиралтейский двор в Воронеже в составе Владимирского судного приказа, с ликвидацией которого "адмиралтейские и корабельные дела" были переданы в 1700 году Ф.М. Апраксину, при котором и был образован Адмиралтейский приказ. В 1712 году основные функции приказа были переданы Военно-морской канцелярии в Петербурге, а сам он был преобразован в ее хозяйственный орган - Московскую адмиралтейскую контору.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

АДМИРАЛТЕЙСТВ-КОЛЛЕГИЯ
- центральный государственный орган управления морским ведомством в России в 1718-1827 годах. Адмиралтейств-коллегия была учреждена Петром I Великим 12 декабря 1718 года. С течением времени ее функции менялись, она руководила строительством главным образом военных кораблей, их вооружением и снабжением, сооружением портов, гаваней и каналов, подготовкой морских офицеров, ведала верфями, полотняными и канатными заводами. Первым президентом Адмиралтейств-коллегии был Ф.М. Апраксин. В 1720 году Адмиралтейств-коллегией было издано собрание военно-морских узаконений: "Книга - устав морской обо всем, что касается доброму управлению в бытность флота в море", главным автором которой был Петр I Великий. В 1802 году Адмиралтейств-коллегия вошла в состав Морского министерства. Наряду с Адмиралтейств-коллегией существовал Адмиралтейский департамент (1805-1827) с функциями Главной канцелярии Морского министерства. В 1827 году Адмиралтейств-коллегия была преобразована в Адмиралтейств-совет, который существовал до 1917 года.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

АДМИРАЛТЕЙСТВ-СОВЕТ
- орган управления морским ведомством в России в 1827-1917 годах. С 1836 года Адмиралтейств-совет приобрел функции высшего учреждения морского министерства по хозяйственной части, руководящего хозяйственными департаментами. В состав Адмиралтейств-совета входили председатель (начальник Главного морского штаба - по должности) и назначаемые императором члены. С 1860 года компетенция Адмиралтейств-совета была расширена: он обсуждал законопроекты, проекты административных распоряжений морского ведомства, финансовые сметы, хозяйственные дела. Члены Адмиралтейств-совета получили права инспекции флотов, портов и морских учреждений. Совет стал состоять из председателя - главного начальника флота и морского ведомства, с 26 июня (9 июля) 1906 года - морского министра, управляющего Морским министерством и пяти членов. С 5 марта 1907 года Адмиралтейств-совет становится высшим учреждением флота, подчиненным непосредственно верховной власти. Его компетенция расширяется: он рассматривает программы кораблестроения, проекты плавания и боевого комплектования кораблей, хозяйственные дела, превышающие власть министра. Адмиралтейств-совет был упразднен декретом Советской власти от 23 ноября (6 декабря) 1917 года.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

"
АДРЕС ПЯТИ"
- проект либеральных реформ, представленный Александру II в сентябре 1859 года членами губернских комитетов А.М. Унковским (Тверская губерния), Д.Н. Хрущевым, А.Г. Шретером (Харьковская губерния), Д.В. Васильевым и П. Н. Дубровиным (Ярославская губерния). Проект был составлен А.Г. Шретером и предполагал: освобождение крестьян с землей за выкуп; образование местных общесословных хозяйственно-распорядительных органов на выборной основе; учреждение суда присяжных; введение гласного судопроизводства. В "адресе пяти" критиковался проект редакционных комиссий за установление больших размеров крестьянских наделов и низких норм оброка. Адрес вызвал неудовольствие царя, который сделал выговор его авторам. "Адрес пяти" был опубликован в книге Г.А. Джаншиева "А.М. Унковский и освобождение крестьян" в 1894 году.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.
Публичное администрирование, политика и наука: словарь-справочник. 2022.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703.
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.
Санжаревский И.И. 2008-2022. © 
«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)