Публичное администрирование,
политика и наука: словарь-справочник
К


КОНВЕРТАЦИЯ РЕСУРСОВ ВО ВЛАСТЬ
или
инверсионно-ресурсная модель понимания власти. 
Данная модель строится на определении политики как системы легальных и легитимных способов конвертации ресурсов во власть и классическом определении принятого в логике понятия инверсии (от лат. inversio – переворачивание, перестановка) как переворачивания смысла, сущности, замены «белого» «черным», как преобразования, конвертации. Инверсия в политике есть преобразование экономического, социального, духовного ресурса в политический механизм конвертации легальных и легитимных ресурсов во власть. При этом власть проявляется через степень концентрации ресурсов, которая приводит к возникновению права регулирования отношений, управления отношениями.  Как и все политические механизмы конвертации ресурсов во власть, политическая инверсия характеризуется количественно-качественной мерой концентрации ресурса, определяющей возможности осуществлять регулятивную (управленческую) деятельность, позволяющей с помощью некоторых преобразований получить желаемый политический результат (достигнуть цели, реализовать интерес или удовлетворить потребность). Реальная политика выступает как система легальных и легитимных способов конвертации ресурсов (финансовых, экономических, информационных и т.д.) во власть.
Легальность процесса конвертации ресурсов во власть определяется системой государственного права, а легитимность согласием народа с властью, его добровольным признанием за ней права принимать обязательные решения. Основанием политического ресурса государственной власти служит ее конституционная исключительность (монополизм) в праве регулирования отношений, управления отношениями. Сегодня совершенно очевидно, что политические механизмы государственного управления и регулирования основываются на монополизме применения силы исполнительной властью; нормирования отношений законодательной властью; разрешения конфликтов судебной властью; денежной эмиссии и организации денежного обращения центральным банком.
Другим основанием политической власти, наряду с государственным монополизмом права регулирования и управления отношениями, выступает степень концентрации неполитических ресурсов, приводящая к превосходству, доминированию в отношениях и обеспечивающая приоритетность, преимущество в политическом целеполагании как на силовой, так и на не силовой основе.
Степень концентрации неполитических ресурсов имеет в первую очередь социально-экономический характер и определяется на основании социальной исключительности, ведущей к монополизму наследственности (исключительности по праву «рождения» (крови), «аристократизма») и / или избранности, выборности (исключительности по праву «сословности», «элитности», «профессионализма»).
Сутью демократического режима правления является конвертация ресурсов во власть по нормам и правилам, установленным общественным договором, конституцией. При этом основное конституционное правило конвертации ресурсов во власть характеризуется созданием условий, при которых невозможно сконцентрировать монопольные властные права (государственную власть) в одних руках. Основные принципы государственной демократии широко известны. Во-первых, это принцип конституционализма. Конституция – практическая реализация концепции общественного договора,  объясняющей происхождение гражданского общества, государства и права соглашением между людьми. Во-вторых, это принцип разделения ветвей государственной власти, который устанавливает конституционные правила невозможности абсолютной концентрации переданных народом государству (государственной власти) монопольных властных прав в руках любого господствующего меньшинства. В-третьих, основой легитимации демократического режима правления является признание государственной властью прав и свобод не господствующего меньшинства, а права каждого человека, гражданина публично конвертировать добровольное ограничение своей свободы во властный ресурс. Следовательно, в-четвертых, современная демократия так же, как и классическое понимание общественного договора, подразумевает, что конкретные люди (граждане, народ), которым принадлежит власть, частично откажутся от своего суверенитета и передадут его государству, чтобы получить или поддержать демократический общественный строй через верховенство закона.
Основной отличительной чертой современной демократии является то, что наряду с легальностью как степени концентрации ресурсов, так и государственной власти, должна быть обеспечена и их легитимность через признание народом и публичную передачу им своего суверенитета, осуществляемую на основе прямых или косвенных выборов, референдумов.
Политический механизм конвертации ресурсов во власть определяется количественно-качественной мерой концентрации, обеспечивающей возникновение возможности осуществлять регулятивную (управленческую) деятельность и позволяющей с помощью концентрации ресурсов приобрести способность конвертировать ресурсы сначала в публичные, а затем в политические интересы; способность формировать политическую повестку дня. По мере нарастания концентрации приобретенного публичного ресурса можно конвертировать его в способность оказывать влияние на политическую деятельность, способность контролировать и блокировать управленческую и политическую деятельность. Наивысшая степень концентрации политического ресурса при этом выражается в конституционном большинстве, имеющем право нормировать отношения (законодательная власть), принимать управленческие решения (исполнительная власть), разрешать конфликты (судебная власть) и управлять денежной эмиссией и денежным обращением национальной валюты (центральный банк). Другое ее выражение – персонализация политического ресурса, которая определяет наряду с политическим режимом форму правления: глава государства занимает свой пост по праву рождения (монарх) или по праву избранности (президент, премьер-министр). 
Санжаревский И.И.

КОНКОРДАТ
(от средневековых лат. concordatum - соглашение, от лат. concordo - нахожусь в согласии)

- по канонической терминологии договор между папой римским как главой Римско-католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение Римско-католической церкви в данном государстве и его отношения со Святым Престолом; договоры с другими странами называются конвенциями. Чёткая градация терминов была утрачена в XIX веке в связи с изменением политической карты Европы и Азии. Например, 22 июля (3 августа) 1847 г. в Риме был заключён конкордат между Российской империей и Римско-католической церковью. Данное событие является одним из важнейших эпизодов в истории общения России с римским престолом. Оно теснейшим образом связано с попыткой российских властей снять напряжённость во взаимоотношениях с подданными-католиками, имевшую место в первой половине XIX в. на территории Царства Польского. Текст конкордата, который состоял из тридцати одного артикула и двенадцати несогласованных статей по спорным вопросам, подписали кардинал Лабрускини с одной стороны и Д. Блудов и А. Бутенёв с другой. Значительная часть конкордата была посвящена проблемам польских епархий и положению Могилёвской архиепископии. Одним из важных пунктов соглашения являлось восстановление на территории России в составе Могилёвской архиепископии епископской кафедры с центром в Херсоне, впервые основанной ещё в 1333 г. Иоанном XXII. Конкордат объявлял папу главой российских католиков и предоставлял ему право особой буллой определить пространство и пределы католических епархий в пределах империи, что ранее являлось исключительной прерогативой русских государей. Херсонская епархия должна была охватить все Нижнее Поволжье, Новороссийскую область, Крым, Бессарабию и Кавказ. Помимо управляющего, согласительная комиссия предусмотрела для неё двух викарных епископов с резиденциями в Саратове и Тифлисе. Также предполагалось, что Херсонскому епископу будет ежегодно выплачиваться государственное содержание в размере 4,8 тыс. руб. Ровно через год конкордат был ратифицирован в России, но до ноября 1848 г. его содержание не сообщалось даже Сенату. Неудивительно, что введение в силу принятых решений вызвало серьёзное противодействие со стороны русского общества и православного духовенства. Введение конкордата в силу в полном объёме затягивалось, взаимное недовольство сторон нарастало и особенно обострилось в связи с вмешательством католического духовенства в ход польского восстания 1863–1864 гг. Дипломатические отношения между Россией и Римом были прерваны, а 25 ноября (7 декабря) 1866 г. был обнародован указ, отменяющий действие конкордата в пределах русского государства. Отныне контакты католиков России и Царства Польского с римской курией осуществлялись исключительно через министра внутренних дел, папские послания и распоряжения подлежали подтверждению императором.
Информация взята из открытых, общедоступных источников; Президентская библиотека. URL: https://www.prlib.ru/history/619430

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

Термин «конституционализм» происходит от латинского constitutio (установление, предписание, норма, правило) и известен со времен Древнего Рима. Создание конституции у римлян выражалось термином “rem publicam constituere”. В дальнейшей истории термином «конституция» именовались различны правовые акты, например, в средневековой Европе конституциями назывались уставы монашеских орденов и акты, определявшие структуру управления городов-государств. Помимо этого, в Средние века и даже в Новое время конституциями назывались еще иногда законы императоров и владетельных князей, а также папские буллы, в особенности булла Климента IX «Unigenitus», противники которой стали называться антиконституционистами. Однако только в Новое время с появлением писаных конституций, в Северо-Американских Соединенных Штатах, а затем в странах континентальной Европы, Латинской Америки, Азии и Африки, получила распространение парадигма современного конституционализма. Несмотря на различные подходы к рассмотрению истории возникновения конституционализма, преобладающим признается, что сам термин «конституционализм» впервые закрепляется в американской политико-правовой мысли конца XVIII - начала XIX века. «Отцы-основатели» Конституции США 1787 года обозначали им верховенство писаной конституции над издаваемыми законами и иными правовыми актами.  В современных политических,  юридических и исторических исследованиях данный термин имеет более широкое значение и применяется как для характеристики политико-правовых процессов перехода к демократии и установления конституционного строя в государственных устройствах, так и с верховенством закона на основе конституции – общественного договора о разделении властей, эта концепция связывает господство права (правление закона) с понятием писаной конституции, устанавливающей основные процедуры, которые должны использоваться в государственном и муниципальном управлении и которым должны подчиняться «правители». В современных общественных науках конституционализм рассматривается как правовое, историческое, политическое и социальное явление.

 

КОНФЕДЕРАЦИЯ (лат. confoederatio - объединение)

- форма государственного союза, при которой входящие в него государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Конфедерация сочетает черты как международно-правовой, так и государственной организации. Общие органы координируют деятельность членов конфедерации обычно во внешнеполитической, военной, валютно-финансовой, таможенной сферах, в области связи и коммуникаций. За всеми членами конфедерации сохраняется право свободного выхода из нее. Основными признаками такого устройства считаются: сохранение суверенитета участников объединения; приоритет законов стран - участниц над общими законами (если таковые имеются); принцип свободного выхода из конфедерации; наличие общего, координирующего органа; основой принятия решения служит согласие всех членов конфедерации.

Конфедерализм является динамической моделью функционирования государственности и формирования национальной идентичности. Основное внутреннее противоречие конфедерализма, как способа политического объединения, обуславливается разницей подходов к принципу свободного выхода, порождающее стремление перейти к федеративной форме управления (государственность только со входом).  При этом реализация так называемого "права на самоопределение" и отделение унитарных моделей из федеративных государств в современном политическом пространстве рассматривается как возможное, но в правовом поле негативно как "сепаратизм".

Образование и развитие устойчивых конфедераций именно в Европе объясняется значительной степенью свободы, которую имело население и социально-политические образования (цеховые союзы, города, торговые сообщества). Основанные ввиду опасности либо возможной выгоды, они, при кажущейся неустойчивости своего устройства, оказались очень эффективными. Особенности конфедераций европейских стран заключается в том, что ни одна из них не распалась в результате сепаратизма отдельных частей, например, Швейцарский союз - сохранился до настоящего времени; Речь Посполитая - завоёвана соседями; Соединённые провинции Нидерландов - прекратила существование из-за экспансии революционной Франции; Германский союз - потерпел вместе с Австрией поражение от стремительно развивающейся Пруссии; Конфедерация Ирландии - пала под натиском английских войск. Как исключение можно отметить Шведско-норвежскую унию. Однако этот союз имел много исторических и экономических противоречий. Кроме того, уния создавалась с целью удержания Норвегии.

Добровольные объединение государств оказались зачастую крепче иных империй. Более того, начав с защиты своих территорий, они быстро переходили к расширению сферы своего влияния. Самым ярким примером конфедерации можно считать Конфедеративные Штаты Америки (КША). Оно образовалось из 13 независимых рабовладельческих штатов. Правда, государство просуществовало всего 4 года - с 1861 по 1865 годы и вошло в состав Соединенных Штатов Америки. Сами США на начальном развитии тоже были конфедерацией, но тоже недолго. В 1781 были приняты первые конституционные законы - Статьи Конфедерации, а уже через 6 лет в 1787 была принята первая конституция США, где было закреплено то, что государство является федерацией: "Новые штаты могут быть приняты Конгрессом в настоящий Союз, но ни один новый штат не может быть образован или создан в пределах юрисдикции какого-либо другого штата; и никакой штат не может быть образован слиянием двух или более штатов либо частей штатов без согласия законодательных собраний заинтересованных штатов, равно как и Конгресса" ( ч.3, ст.4 Конституции США).

Другой пример конфедерации это СССР - Союз Советских Социалистических Республик (Советский Союз), учрежденный в 1922 году Российской СФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР, в котором во всех Конституциях СССР (1924-1978) было закреплено право выхода из союза. Статья 72 Конституции (Основного закона) Союза Советских Социалистических Республик (1977 г.) гласила, что "за каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР". В настоящее время правопреемником СССР является Россия (Российская Федерация).

В ХХ веке, середина которого ознаменовалась демонтажем колониальной системы, возникло немало образований, имеющих признаки конфедеративного государства. Например, это, прежде всего, арабские союзы 60-70 годов (ОАР, Федерация Арабских Республик,

В большей степени принципы конфедерализма применяются Европейским Союзом, Содружеством Независимых Государств и Союзным государством.

- Конфедерациями также называются разного рода общественные организации или профессиональные союзы, например, Всеобщая конфедерация труда во Франции.

Информация взята из открытых, общедоступных источников.


Публичное администрирование, политика и наука: словарь-справочник. 2024.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703.
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.
Санжаревский И.И. 2008-2024. © 
«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)