Публичное администрирование,
политика и наука: словарь-справочник
Г

ГОСУДАРСТВО (etat [этат] – фр., state – англ., staat – нем.) - государственная организация общества.
С одной стороны является политической организацией общества по обеспечению исполнения властных полномочий, с другой стороны,
государственная организация общества определяется как политический институт власти, основанный на монополии государственного права. Согласно институциональному подходу право рассматривается как монопольная государственная система норм, правил взаимодействия людей и их объединений, а также санкций за нарушение этих норм и правил, порядка их применения. Мораль (нравственность), религию принято считать не государственными институтами.
Политическое возникновение и существование государства не зависит от признания его другими государствами. В современном междунароном праве основной теорией признания государств является декларативная теория государственности, которая исходит из того, что государство считается субъектным, если: есть фиксированные границы; есть постоянное население; есть система государственного управления, обладающая суверенитетом; есть возможность для вступления в отношения с другими государствами. Например, в Европе декларативная теория была закреплена Вестфальским мирным договором от 24 октября 1648 года. При его заключении именно как субъекты действовали Швейцария и Нидерланды, а также и Московское государство, хотя никто до этого явным образом их не признавал. В статье 3 Конвенции Монтевидео (1933) для Америки, было установлено, что «даже до признания государство имеет право защищать свою целостность и независимость для обеспечения его сохранения, и процветания, и, следовательно, формировать себя, таким образом, каким оно считает нужным, законодательствовать в соответствии с его интересами, управлять его услугами, а также определять юрисдикции и компетенции его судов. Осуществление этих прав не имеет иных ограничений кроме осуществления прав других государств в соответствии с нормами международного права».
Слово «государство» в русском политическом лексиконе возникло довольно поздно, только в конце XV века, а закрепилось в конце XVI–XVII веков. Но, естественно, это не значит, что у русского народа до конца XV века не было государства или не было понятия, синонимичного понятию «государство». Было и первое, и второе, только для их обозначения использовалось понятие «земля». В представлении русских книжников XVI века «Русская земля» – это уже не просто образ единого государства, но «Святая Русь», единственная в мире страна обитания и сосредоточения Божией благодати. Наиболее полно этим понятиям в современной науке и политике соответствует широко распространенное определении нации как единство государства и гражданского общества.
Основополагающими институтами государственной организации являются:
1. Монополия на власть и система норм, правил ее передачи (наследования, избрания), а также система санкций за нарушение этих норм и правил. Специфика монопольного обеспечения исполнения властных полномочий находит свое отражение в конкретных формах правления и территориального устройства, политических режимах;
2. Институты легальности и легитимности. Легитимность как законность политико-правового режима, вытекающая не из формальных законов и декретов государственной власти, а из социального согласия и принятия их в качестве правовых, т. е. соответствующих ценностным нормам (мораль, нравственность, религия, этика и т.п.) со стороны самих граждан. Легальность как законодательное оформление государственной властью своих властных полномочий, как политико-правовой режим и(или) принцип реального действия права в государстве, обязывающий государственные органы, должностные лица и граждан соблюдать действующие правовые нормы;
3. Основным трендом функционирования современных наций как политических практик реализации принципа единства государства и гражданского общества является конституционализм. Основным институтом выступает Конституция как политико-правовой договор взаимодействия государства и гражданского общества, в котором отражены основные принципы, нормы и правила разделения властей, ее передачи. Институт разделения властей это конституционная исключительность каждой из них и правовая независимость друг от друга как основание их стратегического ресурса: судебная власть – как конституционная исключительность (монополизм) на институциональное разрешение конфликтов; законодательная власть как конституционная исключительность (монополизм) на институциональное (законодательное) нормирование отношений; исполнительная власть как конституционная исключительность (монополизм) на регулирование и администрирование, применение насилия. Конституционной исключительностью (абсолютной монополией) и независимостью, а, следовательно, признаками ветви власти обладает государственная эмиссионно-кредитная система (центральный банк, федеральная резервная система и т.п.). Степень концентрации власти в той или иной из ветвей как пропорциональность (диспропорциональность), отражает специфику национально-государственного и культурно-исторического состояния нации, например, как монархический опыт современного Соединенного Королевства (UK - United Kingdom) - Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, так и республиканский опыт современной Российской Федерации можно охарактеризовать как конституционное сочетание демократии с авторитарным характером власти, в первом случае - монархической, передаваемой по наследству, во втором - президентской, передаваемой по результатам прямого голосования. См. инверсионно-ресурсная модель понимания власти
Другой тренд функционирования современных наций как политических практик реализации принципа единства государства и гражданского общества сохраняется на религиозной основе, например, см. исламизм
4. Институциональное объединение гражданского общества в государственное образование также определяется как локальная цивилизация. Цивилизационными признаками (атрибутами) являются:
 
территориальное объединение ("компактное" проживание – поселенческая стратификация, «полис»: гражданин, народ, поселение, город, государство, нация) в целях преобразования окружающей среды на основе общественного разделения труда (горизонтальная и вертикальная стратификация: профессиональная, политическая, экономическая, социальная, половозрастная);
 
система коммуникаций (язык, обмен, торговля и т.п. как система социальных, финансово-экономических и политических отношений), основанная на общности мировоззрения (мифология, религия, наука).
И.Санжаревский
Публичное администрирование, политика и наука: словарь-справочник. 2024.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703.
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.
Санжаревский И.И. 2008-2024. © 
«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)